Коррекционное
направление работы представляет собой систему коррекционного воздействия на
учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного
процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности
определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Коррекционные цели, направленные на формирование психических
процессов детей с задержкой психического развития.
Цель: создание
оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной,
двигательной сферы дошкольников, формирования позитивных качеств личности
каждого ребенка, а также для подготовки детей к обучению на следующей ступени
образования.
Коррекция внимания
1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности
внимания на объекте).
2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на
объекте).
3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос
внимания с одного объекта на другой).
4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере
внимания одновременно несколько объектов).
5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть
охвачены вниманием ребенка одновременно).
6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с
поставленной задачей).
7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).
8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.
Коррекция памяти
1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую
память.
2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного
запоминания.
3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
4. Развивать прочность запоминания.
5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить
словесный материал близко к тексту).
6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала
(правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать
причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
8. Работать над увеличением объема памяти.
9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.
Коррекция ощущений и восприятия
1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных
ощущений.
2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала
и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя
свой выбор.
4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.
7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на
ощупь знакомые предметы.
8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить
тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.
9. Работать над совершенствованием и качественным развитием
кинестетического восприятия.
10. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.
11. Развивать глазомер.
12. Формировать целостность восприятия образа предмета.
13. Учить анализировать целое из составляющих его частей.
14. Развивать зрительный анализ и синтез.
15. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма,
величина).
16. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их
деталей.
17. Развивать зрительно – моторную координацию.
18. Работать над темпом восприятия.
Коррекция речи
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
3. Формировать коммуникативные функции речи.
4. Учить дифференцировать звуки речи.
5. Совершенствовать просодическую сторону речи.
6. Расширять пассивный и активный словарь.
7. Совершенствовать грамматический строй речи.
8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.
9. Формировать диалогическую речь.
10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.
11. Способствовать преодолению речевого негативизма.
Коррекция мышления
1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое
мышление.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать,
систематизировать на наглядной или вербальной основе.
3. Учить выделять главное, существенное.
4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и
понятий.
5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание
группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.
7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные
умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.
8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.
9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)
10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный
опыт, независимость собственной мысли).
Коррекция эмоционально – волевой сферы
1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.
2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.
3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до
конца.
4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные
трудности.
5. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость,
выдержку.
6. Развивать критичность.
7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
8. Вырабатывать положительные привычки поведения.
9. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.
10. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.
Коррекционно – развивающие задачи образовательной
области
«Познавательное развитие»
Развитие элементарных математических представлений:
Задачи:
-
формирование
элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе,
формирование способов измерения;
-
выполнение
простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на
сложение и вычитание;
-
дошкольники
учатся различать и сравнивать предметы окружающего мира, обобщать и
классифицировать их;
-
приобретают
навыки преобразования множеств в процессе наблюдений и совместных практических
действий;
-
усваивают
элементарный математический словарь;
-
важнейшей
задачей обучения является развитие у детей познавательных интересов,
мыслительных операций и речи.
Работа строится с постепенным
усложнением деятельности детей: от максимальной развернутости практических
действий, опоры на образец, показ и конкретные указания педагога к умению
опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствуется
и словесная регуляция действий — от сопровождения действий речью к умению
давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:
Задачи:
-
Коррекционная
деятельность для детей шестого и седьмого года жизни направлена на восполнение
пробелов их предшествующего развития. Основными задачами являются:
-
формирование
обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о
расположении их в пространстве;
-
дальнейшее
накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения
ребенка;
-
повышение
уровня сенсорного и умственного развития;
-
обогащение
и систематизация словаря;
-
развитие
устной диалогической и монологической речи.
Тематический план в группе комбинированной и
компенсирующей направленности для детей с ЗПР 5-7 лет на
2022-2023уч.год.
Первый период (с 12 сентября по 25
ноября) |
||
1 |
«Наш
Детский сад» |
12.09.2022- 16.09.2022 |
2 |
«Деревья, кустарники, грибы осень» |
19.09.
2022 - 23.09. 2022 |
3 |
«Овощи» |
26.09. 2022 - 30.09. 2022 |
4 |
«Фрукты» |
03.10.
2022- 07.10. 2022 |
5 |
«Ягоды» |
10.10.
2022 - 14.10. 2022 |
6 |
«Изменения
в жизни растений, животных и человека осенью» |
17.10. 2022 - 21.10. 2022 |
7 |
«Столовая
и кухонная посуда» |
24.10.
2022 - 28.10. 2022 |
8 |
«Чайная
посуда» |
31.10. 2022 - 04.11. 2022 |
9 |
«Бытовые
приборы» |
07.11. 2022 - 11.11. 2022 |
10 |
«Мебель» |
14.11.
2022 - 18.11. 2022 |
11 |
«Домашние
птицы» |
21.11.
2022 - 25.11. 2022 |
Второй период (с 28 ноября по 24
февраля) |
||
12 |
«Домашние
животные» |
28.11. 2022 - 02.12. 2022 |
13 |
«Дикие
животные» |
07.12.
2022 - 09.12. 2022 |
14 |
«Зимующие
птицы» |
12.12.
2022 - 16.12. 2022 |
15 |
«
Зимние забавы детей. Новый год» |
19.12.
2022 – 30.12. 2022 |
16 |
«
Водный и воздушный транспорт» |
09.01.2023 - 13.01.2023 |
17 |
«Городской
и железнодорожный транспорт» |
16.01.2023 - 20.01.2023 |
18 |
«Одежда
и головные уборы» |
23.01. 2023 - 27.01. 2023 |
19 |
«Обувь» |
30.01. 2023 - 03.02. 2023 |
20 |
«Зима» |
06.02. 2023 - 10.02. 2023 |
21 |
«День защитника отечества» |
13.02. 2023 - 17.02.2023 |
22 |
«Профессии» |
20.02. 2023 - 24.02. 2023 |
Третий период (с 27 февраля по 31мая) |
||
23 |
«Международный
женский день» |
27.02. 2023 - 03.03. 2023 |
24 |
«Весна» |
06.03. 2023 - 10.03. 2023 |
25 |
«Возвращение
перелетных птиц» |
13.03. 2023 - 17.03. 2023 |
26 |
Каникулы |
20.03. 2023 - 24.03. 2023 |
27 |
«Семья» |
27.03. 2023 - 31.03. 2023 |
28 |
«Мой
дом» |
03.04. 2023 - 07.04. 2023 |
29 |
«Мой
город, моя страна» |
10.04. 2023 - 14.04. 2023 |
30 |
«Комнатные
растения» |
17.04. 2023 - 21.04. 2023 |
31 |
«Садовые
растения» |
24.04. 2023 - 28.04. 2023 |
32 |
«День
Победы» |
03.05. 2023 - 05.05. 2023 |
33 |
«Весну
провожаем, лето встречаем» |
08.05. 2023 - 12.05. 2023 |
34 |
«Рыбы» |
15.05. 2023 - 19.05. 2023 |
35 |
«Насекомые» |
22.05. 2023 - 31.05. 2023 |
Основная
форма коррекционно - развивающей работы в ГКН для детей с
ЗПР - коррекционно - развивающие занятия.
Виды коррекционно - развивающих занятий:
- фронтальные коррекционно - развивающие занятия,
проводимые с группой воспитанников. Применяется при проведении физкультурных и
музыкальных занятий;
- подгрупповые коррекционно - развивающие
занятия, проводимые с подгруппой воспитанников в
количестве не более 6 человек;
- индивидуальные коррекционно -
развивающие занятия, проводимые с
воспитанником на основании индивидуальных образовательных задач.
Подгрупповые и индивидуальные
коррекционно-развивающие занятия
с учителем - дефектологом, учителем-логопедом и с педагогом-психологом проводятся в группе компенсирующей направленности по плану учителя-дефектолога, учителя-логопеда или педагога-психолога.
Продолжительность занятий:
Форма организации образовательной деятельности |
Фронтальная |
Подгрупповая |
Индивидуальная |
Продолжительность на начало года/ на конец года |
Продолжительность на начало года/ на конец года |
Продолжительность на начало года/ на конец года |
|
Старшая группа |
20 минут / 25 минут |
20 минут / 25 минут |
15 - 20 минут |
Подготовительная группа |
25 минут / 30 минут |
25 минут / 30 минут |
20
- 25 минут |
Санитарные правила и нормы
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности
для человека факторов среды обитания»
(СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021)
Возраст детей |
Виды деятельности |
Время взаимодействия с
цифровым контентом |
Цифровой ресурс |
Примечание по организации
деятельности |
5-7 лет |
НОД/совместная деятельность
педагога с детьми |
2 раза в неделю- суммарно не
более 25 мин в день |
Аудиовизуальный цифровой
контент |
Обязательно физкультпауза и
гимнастика для глаз после 10 мин взаимодействия с цифровым ресурсом. |
Физкультминутки |
1 раз в неделю не более 2 мин |
Аудиовизуальное сопровождение |
Обязательно гимнастика для
глаз |
|
Дидактическая игра |
1 раз в неделю не более 3 мин
в день |
Аудиовизуальное сопровождение |
|
|
Организованная сюжетно-ролевая
игра |
1 раз в неделю, фрагментарно |
Аудиальные цифровые ресурсы в
условиях смешанной реальности; Звуковая модуляция голоса.
Игры-симуляторы |
Игры-симуляторы рекомендовано
использовать не более 3 мин 1-2 раза в месяц |
|
Театрализованная игра |
1-2 раза в год |
Аудиовизуальное сопровождение |
Обязательно гимнастика для глаз |
Продолжительность использования
ЭСО
ЭСО |
Возраст |
НОД, не более |
Суммарно в день в ДОО, мин, не более |
Суммарно в день дома (включая досуговую деятельность), мин, не
более |
Интерактивная доска |
5-7 лет |
7 |
20 |
- |
Интерактивная панель |
5-7 лет |
5 |
10 |
- |
Персональный компьютер |
6-7 лет |
15 |
20 |
- |
Ноутбук |
6-7 лет |
15 |
20 |
- |
Планшет |
6-7 лет |
10 |
10 |
- |
Циклограмма рабочего времени
учителя-дефектолога Слесаревой Т.И.
на 2022 - 2023 учебный год.
|
Время занятий |
Вид работы |
понедельник |
8.00 – 8.30 |
Индивидуальные занятия. |
8.30 – 9.00 |
Оформление текущей документации;
изготовление пособий; подготовка к индивидуальным и подгрупповым и
фронтальным НОД; подготовка к мероприятиям. |
|
9.00 - 9.25 |
НОД (фронтальное). «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» (Старшая подгруппа) |
|
9.25 – 9.35 |
Подготовка к НОД. |
|
9.35 – 10.00 |
НОД (фронтальное). «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» (Подготовительная к
школе группа) |
|
10.00 – 10.05 |
Подготовка к подгрупповой работе. |
|
10.05 – 10.25 |
Подгрупповая работа с детьми (малая
подгруппа №1) |
|
10.25 – 10.35 |
Подготовка к индивидуальным занятиям. |
|
10.35 – 12.30 |
Индивидуальные занятия. |
|
12.30 – 15.30 |
Оформление текущей документации;
изготовление пособий; подготовка к индивидуальным и подгрупповым и
фронтальным НОД; подготовка к мероприятиям,
консультации воспитателей по организации и проведению коррекционной
работы с детьми. |
|
15.30 – 15.55 |
Подгрупповая работа с детьми (малая
подгруппа №2) |
|
15.55 – 16.20 |
Подгрупповая работа с детьми (малая
подгруппа №3) |
|
16.20 – 17.00 |
Работа с родителями (беседа,
индивидуальные консультации). |
|
вторник |
8.00 – 8.30 |
Индивидуальные занятия. |
8.30 – 9.00 |
Оформление текущей документации;
изготовление пособий; подготовка к индивидуальным и подгрупповым и
фронтальным НОД; подготовка к мероприятиям, |
|
9.00 - 9.30 |
НОД (фронтальное). ФЭМП (подготовительная подгруппа) |
|
9.30 – 9.40 |
Подготовка к НОД. |
|
9.40 – 10.05 |
НОД (фронтальное). ФЭМП (старшая подгруппа) |
|
10.05 – 10.10 |
Подготовка к индивидуальным занятиям. |
|
10.10 – 12.30 |
Индивидуальные занятия. |
|
12.30 – 15.00 |
Оформление текущей документации;
изготовление пособий; подготовка к индивидуальным и подгрупповым и
фронтальным НОД; подготовка к мероприятиям,
консультации воспитателей по организации и проведению коррекционной
работы с детьми. |
|
среда |
8.00 – 8.30 |
Индивидуальные занятия. |
8.30 – 9.00 |
Оформление текущей документации;
изготовление пособий; подготовка к индивидуальным и подгрупповым и фронтальным
НОД; подготовка к мероприятиям, |
|
9.00 - 9.30 |
НОД (фронтальное). ФЭМП (подготовительная подгруппа) |
|
9.30 – 9.40 |
Подготовка к НОД. |
|
9.40 – 10.05 |
НОД (фронтальное). ФЭМП (старшая подгруппа) |
|
10.05 – 10.10 |
Подготовка к индивидуальным занятиям. |
|
10.10 – 10.55 |
Индивидуальные занятия |
|
10.55 – 11.00 |
Подготовка к подгрупповой работе. |
|
11.00 – 11.20 |
Подгрупповая работа с детьми (малая
подгруппа №2) |
|
11.20 – 11.25 |
Подготовка к индивидуальным занятиям. |
|
11.25 – 12.30 |
Индивидуальные занятия. |
|
12.30 – 15.00 |
Оформление текущей документации;
изготовление пособий; подготовка к индивидуальным и подгрупповым и
фронтальным НОД; подготовка к мероприятиям,
консультации воспитателей по организации и проведению коррекционной
работы с детьми. |
|
четверг |
8.00 – 8.30 |
Индивидуальные занятия. |
8.30 – 9.00 |
Оформление текущей документации;
изготовление пособий; подготовка к индивидуальным и подгрупповым и
фронтальным НОД; подготовка к мероприятиям, |
|
9.00 - 9.30 |
НОД (фронтальное). ФЭМП (подготовительная подгруппа) |
|
9.30 – 9.40 |
Подготовка к подгрупповому занятию. |
|
9.40 – 10.05 |
НОД (фронтальное). «Комплексное
коррекционно – развивающее занятие» (Старшая подгруппа комбинированной
направленности) |
|
10.05 – 10.10 |
Подготовка к индивидуальным занятиям. |
|
10.10 – 12.30 |
Индивидуальные занятия |
|
12.30 – 15.00 |
Оформление текущей документации;
изготовление пособий; подготовка к индивидуальным и подгрупповым и
фронтальным НОД; подготовка к мероприятиям,
консультации воспитателей по организации и проведению коррекционной
работы с детьми. |
|
пятница |
8.00 – 8.30 |
Индивидуальные занятия. |
8.30 – 9.00 |
Оформление текущей документации;
изготовление пособий; подготовка к индивидуальным и подгрупповым и
фронтальным НОД; подготовка к мероприятиям. |
|
9.00 - 9.25 |
НОД (фронтальное). «Комплексное
коррекционно – развивающее занятие» (Старшая подгруппа компенсирующей
направленности для детей с ЗПР) |
|
9.25 – 9.35 |
Подготовка к НОД. |
|
9.35 – 10.00 |
НОД (фронтальное). «Комплексное
коррекционно – развивающее занятие»
(Подготовительная к школе группа) |
|
10.00 - 10.10 |
Подготовка к НОД. |
|
10.10 – 10.30 |
Подгрупповая работа с детьми. (малая подгруппа
№ 3) |
|
10.30 – 10.40 |
Подготовка к индивидуальным занятиям. |
|
10.10 – 12.30 |
Индивидуальные занятия. |
|
12.30 – 13.00 |
Оформление текущей документации; изготовление
пособий; подготовка к индивидуальным и подгрупповым и фронтальным НОД;
подготовка к мероприятиям, консультации
воспитателей по организации и проведению коррекционной работы с детьми. |
Примечание: Организационная работа учителя-дефектолога предполагает:
* проветривание помещения;
* смену дидактического
материала;
* сопровождение детей из
кабинета в группу;
* работу с документами;
* консультацию воспитателей по организации и проведению коррекционной работы с детьми;
* работу с родителями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий